"До чего воспитанные люди - никто о зарплате не говорит!"
6 августа 2005 года
Признаюсь, за свою трудовую жизнь (которую начинала учителем в средней школе № 3 г. Набережные Челны) мне ни разу не удалось заставить себя произнести прилагательное "августовская" с профессиональным педагогическим ударением на "о". Возможно, поэтому моя педагогическая карьера прекратилась, едва начавшись. Зато сидящие за мною в зале "Пирамиды" мужчины явно были профессионалами - это сразу было понятно по богатому и образному строю их речи, по точности словоупотребления.
- Если бы мы спали не так, как мы спали, а хоть бы часа три, - высказался один из них, а другие согласно покивали, - да еще бы чуть пивка - и совсем бы хорошо было. Да и так хорошо. Только позвоночник кружится.
Усталость их объяснялась тем, что конференция началась еще накануне заседаниями по секциям. И кроме своих были еще и гости из соседних регионов и из Белоруссии, Казахстана, Турции и Германии, так что общение было, наверное, приятным.
Рустам Минниханов открыл заседание, а министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов немедленно открыл бутылку с минералкой. Премьер назвал первую цифру: в бюджете этого года заложено 14,2 млрд. рублей на образование, и пошли миллиард за миллиардом. Как я догадываюсь, такие суммы на подобных мероприятиях перечислять рискованно, но необходимо - для того, чтобы рядовые учителя, сколько бы их ни оказалось в таком зале, наконец сообразили, что их бедная жизнь вовсе не характеризует нашу систему образования. Нет, наша система образования - это миллиарды, ввод объектов, "программа поддержки молодых учителей"... да много еще чего. Но что же тогда характеризует их нищенская зарплата? Это вопросик явно сверх школьной программы.
Про школьную программу объяснял Раис Шайхелисламов. Объяснял он так, как объясняют, к сожалению, многие учителя, и Минтимеру Шаймиеву, слушавшему его внимательнейшим образом, поневоле пришлось принять на себя задачу ученика: попытаться понять, что же ему, собственно, объясняют. Задача выглядела так.
Министр демонстрирует таблицу, в которой всего четыре училища сельского профиля. Каждое из них пашет свои гектары, но первое, Арское, в результате выручает больше 6 млн. рублей в год, а последнее, Ютазинское, только 9 тысяч.
- А в остальных районах, выходит, меньше 9 тысяч или вообще нули? - резонно предполагает президент.
Но нет: министр объясняет, что эти четверо - лишь "представители групп". Группы с миллионами, группы с тысячами и т.п.
- Это ты выкрутился или на самом деле?.. - президент недоумевает.
- На самом деле... у меня вот и в докладе есть... - оправдывается министр.
- Из Рыбной Слободы кто есть в зале? - президент берется за задачу самостоятельно. - Сколько у вас урожай? И что - выручки нет?!
- Полтора миллиона.
- Ага. А Апастовский? Как дела?
- Не очень... - тихо признается женщина в голубом.
- А "не очень" - это сколько? Вы какой предмет преподаете?
- Русский язык...
- А-а... Если бы математику, тогда по-другому надо было бы ответить, а язык... А "не очень" - это какой синоним имеет?
- Эзгена, - даже Минниханов с интересом включается в учебный процесс.
- А по-русски? Подумайте-ка, - предлагает Шаймиев.
Министр молчит. Вот и все: "ученик" поменялся местами с "учителем" и отвлек "на себя" весь класс. Каждый педагог знает, как это рискованно - иметь в классе сильного ученика.
Президент удовлетворен тем, как обернулся этот комплексный открытый урок, и принимается выдавать сенсации. Так, когда ректор ТГГПУ Зямиль Нигматов сообщает свое мнение относительно объединения вузов в Татарский гуманитарно-педагогический университет: "Только крупные вузы в современных условиях могут обеспечить высокое качество образования", Минтимер Шаймиев говорит:
- Это было бы неплохо, если бы это положило начало дальнейшим шагам в этом направлении. И чем быстрее, тем лучше будет. Будем считать, что это первый шаг!
То есть довольно скоро следует ожидать следующих слияний и поглощений на рынке высшего образования Татарстана. В этот момент мой взгляд упал на ректора технологического университета Сергея Дьяконова - он сидел с каменным лицом. А вот кстати: вузов с аббревиатурой КГТУ у нас целых два... Не о них ли речь?
Между тем речь г-на Нигматова плавно закруглялась:
- То, что вы, уважаемый Минтимер Шарипович, учились на "отлично" - это всем нам на счастье! А я знаю, что вы учились на "отлично"!
Уважаемый ректор так настаивал на этом своем знании, будто опасался, что президент его опровергнет. Но опровержения не последовало, а последовала вторая сенсация. Президент сказал:
- Пусть ТГГПУ готовит документацию на строительство современного общежития. Современного! Чтобы мы наконец увидели, каким должно быть настоящее общежитие.
То есть у Татарского университета будет жилой городок, какого мы в наших краях и не видали. Улыбка на лице ректора КГУ Мякзюма Салахова застыла.
Третья сенсация прозвучала в заключительной речи президента. Он сказал, что со следующего учебного года все бюджетные места в вузах Татарстана будут обеспечены госзаказом. Бесплатно сможет обучаться только такое количество студентов, какое количество молодых специалистов желает иметь государство. Это значит - сокращение бесплатных мест, потому что, по мнению президента, бесплатного в наших вузах слишком много. Президент тут же выразил уверенность, что ректоры "не поддержать его не смогут". Еще бы! Фактически он сделал им предложение, от которого нельзя отказаться.
И учителям он тоже сделал предложение. Перебирая записки из зала, Минтимер Шаймиев отметил:
- До чего вы воспитанные люди все - никто о зарплате не говорит!
Зал замер: а вдруг?!.
- Если хотите больше зарплату получать, - продолжил президент, - у меня есть выбор...
И предложил учителям выдвигать свои кандидатуры на муниципальных выборах 16 октября. Там-то, в местной власти, обещают зарплату до 10 тыс. рублей! А Камиль Исхаков как улыбался до этого, так и продолжал улыбаться. Что-то он знает про эту зарплату в 10 тысяч!
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"